Спустя три года после выхода предыдущей ленты о знаменитых роботах («Темная сторона луны»), Майкл Бэй, бессменный режиссер проекта, вернулся к Трансформерам. Прежний актерский состав покинул съёмочную площадку, и на смену ему пришла новая группа исполнителей во главе с Марком Уолбергом. Картина вызывает неоднозначные ощущения. Да, боевая сага заметно посвежела, а зрелищность – выше всяких похвал. Однако «почерк» господина Бэя слишком узнаваем. Это хорошо или плохо? Не пришла ли пора отдать трансформирующихся роботов в новые руки? Пройдемся по пунктам.
Сюжет
Предыдущая часть заканчивается победой Автоботов на Десиптиконами, в жертву которой были принесены человеческие жизни, а также город Чикаго, практически разрушенный в процессе разборок между пришельцами. Натерпевшиеся за три фильма люди объявляют, наконец, вне закона инопланетных роботов: всех, без разбора. Автоботы вынуждены бежать или прятаться, раненый (как это случилось – остается за кадром) Оптимус Прайм скрывается в облике старого грузовика. Горемычная колымага попадает к персонажу Марка Уолберга – робототехнику Кейду Егеру, который собирается не то разобрать её на запчасти, не то починить. Так Кейд Егер, его дочь Тесса и неодобряемый папой бойфренд девушки становятся участниками нового эпизода саги об инопланетных роботах.
После довольно неторопливой завязки события начинают развиваться стремительно. Правительство идет на сотрудничество с пришельцами-охотниками, которые разыскивают Оптимуса чтобы вернуть лидера трансформеров его Создателям, чьи приказы он должен исполнять. Ученые, работающие на Корпорацию, изучают геном трансформеров и пытаются воспроизвести подобных, но подчиняющихся людям-демиургам, существ. В новом облике возвращается давний враг Автоботов. А на фоне вновь разворачивающегося армагеддона идет своим ходом семейная история: «папа любит и оберегает свою маленькую дочку, которая вдруг оказывается взрослой девушкой, у неё уже есть бойфренд, да он еще и на два года старше папиной малышки». Забегая вперед, скажем, что у этой сюжетной линии неожиданного финала не будет, однако банальная, казалось бы, развязка выглядит довольно трогательно.
Нарастающий бэйхем, оттененный этой незамысловатой историей, становится просто ошеломительным. Настолько, что шероховатость некоторых моментов, которые выглядят притянутыми за уши, обнаруживается только после просмотра – когда начинаешь прокручивать в голове все события фильма. Однако с мифологией инопланетных роботов Бэй обращается очень аккуратно. Мы узнаем кое-что интересное про Оптимуса, это может стать неожиданностью для нового зрителя, и, вместе с тем, будет непротиворечивым и совершенно логичным с точки зрения настоящего фаната, посвятившего лучшие года жизни изучению Трансформеров.
Актеры
Новая команда отлично справилась со своей задачей, но следует учесть, что полноценных человеческих персонажей в фильме немного, и было бы странно, если б они получились картонными. Кейд Егер (в исполнении Марка Уолберга) – находчивый, но не слишком удачливый изобретатель, робототехник. Глава корпорации KSI Джошуа Джойс (Стэнли Туччи) – персонаж, меняющий полярность и становящийся положительным героем. Представители правительства – добротно выполненные, органичные злодеи. Дочка Кейда (юная и обворожительная Никола Пельтц) и её бойфренд Шейн Дайсон (Джек Рейнор) не менее удались и выглядят естественно. За отношениями людей, их взаимодействием довольно интересно наблюдать, хотя они и не могут затмить главное зрелище – головокружительный экшен.
Спецэффекты
Взрывы, сражения, роботы – на полях Техаса, на фоне американских небоскребов, в азиатских улочках. Зрелища, зрелища, зрелища – пища для изголодавшегося восприятия. Здесь хватит всего и для всех. Однако немного меньший, по сравнению с предыдущими эпизодами саги, бюджет всё же дает о себе знать. Кадров собственно трансформации «автомобиль-робот» здесь уже несколько меньше, и чаще используются специальные приемы монтажа. Творения KSI не перегруппируют свои узлы и блоки в процессе трансформации. «Выведенные» Корпорацией роботы меняют форму, как бы обнуляя ее: превращаются в некую субстанцию, из которой потом переходят в нужное состояние. Хорошее решение, кстати.
Продакт плейсмент
Это одна из «фишек» картины, заслуживающая особого упоминания. Режиссеру удалось реализовать вставку брендов интересно и даже забавно. Вот молодые люди, которые должны купить только самое необходимое, оказываются счастливыми обладателями банки протеина. Роскошные кадры: разлетающийся от удара фургон с пивом Bud, взрыв стенда Victoria’s Secret в замедленной съёмке. Чем занимается глава крупной корпорации, когда всё летит вверх тормашками, а он сам оказался в гуще событий? Правильно – размеренно пьет молоко определенной марки. (Этот видеоряд адресован, в первую очередь, китайским зрителям, но выглядит он занятно с любой точки зрения).
Итак, картина оставляет очень приятное впечатление от просмотра и манит продолжением, обещая приоткрыть новые страницы предыстории Трансформеров. «Эпоха истребления» всё еще не дотягивает до первого фильма, каждый кадр которого можно было пересматривать десятки раз, не теряя интенсивности удовольствия. Однако эта лента получилась несравненно лучше третьей части. Правда, музыка Стива Яблонски в этот раз немного теряется, видеорядов с Диноботами будет маловато для истинных фанатов… Но все эти мысли приходят в голову после просмотра. А в то время как на экране сражаются Трансформеры, зрителю некогда анализировать. Так что скажем спасибо Майклу Бэю за ураганный аттракцион и ни за что не пропустим следующую поездку.